НОВОСТИ АГЕНТСТВА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

НОВОСТИ

причина скандала США с Huawei ― Чужой Искусственный Интеллект!

Директор по науке и технологиям Агентства Искусственного Интеллекта Роман Викторович Душкин комментирует выступление Президента В.В. Путина в школе 21.

…ИИ-неоколониализм. Что это значит?

Вот, к примеру, скандал с китайской компанией Хуавей, который мы все знаем. США там не просто так переживают. Ведь что происходит, если какое-то государство внедряет свои решения в области искусственного интеллекта в той или иной стране, то в конечном итоге когда ИИ-система будет самостоятельно принимать решения, общество в этом государстве, где внедрены ИИ-решения другого государства, не может гарантировать своей независимости и безопасности, потому что решение будет приниматься чуждым Искусственным интеллектом...
прокомментировал Роман Душкин.


Источник: Россия 24. Выпуск от 30.05.2019

«ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПОМОЩЬ КАЖДОМУ ШКОЛЬНИКУ»

15 ноября 2018 года начался, а 11 февраля 2019 года закончился первый конкурс по созданию чат-ботов «Искусственный интеллект в помощь каждому школьнику», организованный Благотворительным фондом поддержки образования “ПОЗНАНИЕ”и Агентства Искусственного Интеллекта (AiAgency).

Фокус-группой Конкурса V.01 стали ученики ГКОУ Школа “Технологии Обучения”, которые написали фантастическую статью в журнал проекта на тему технологий будущего и направили её в адрес организаторов.
На следующем этапе участники разделились на две команды и работали над их названиями. Сочиняли девизы и рисовали логотипы команд. Также определились и лидеры.
Затем они детально разрабатывали концепции своих проектов. Обсуждали целевые группы, на которые будут ориентированы их чат-боты. Давали им имена согласно персональной тематике и рисовали иконки для каждого чат-бота.
Ну и самой сложной частью было создание агента, бота и их интеграция между собой по средствам программного токена системы. Большую половину времени конкурсанты обучали своих чат-ботов и слушали рекомендации куратора конкурса по скайпу.
Подробнее на сайте Конкурса

30 бизнес-процессов, которые изменятся из-за ИИ

30 бизнес-процессов, которые изменятся из-за ИИ
Мы в Агентстве Искусственного Интеллекта перевели для вас очередную статью: «30 бизнес-процессов, которые изменятся из-за Искусственного Интеллекта». Рекомендую вам с ней ознакомиться — это всё нас ждёт в ближайшие годы, так что каждому надо готовиться. И не надо думать, что Россию эти процессы не коснутся. Коснутся и ещё как. Возможно, в более гротескной форме, как часто здесь бывает. Ну а я кратко резюмирую.


Резюме:

1) Автоматизация затронет все процессы от технологических до самых верхнеуровневых. И если физический труд мы как-то уже давно механизируем и автоматизируем, то вот с умственным трудом будет тяжело с точки зрения принятия новых условий. Не каждый справится.

2) Искусственный Интеллект привнесёт в жизнь персонализацию сервисов. Чем больше у ИИ-системы больших данных о человеке, тем более гибко она будет к нему относиться. Поначалу это будет выглядеть странно в лице людей, привыкших к жизни в стандартизированном мире, но потом это станет нормой.

3) ИИ-системы постепенно будут получать самостоятельные права и обязанности. Они начнут становиться если не полноценными, но вполне конкретными «членами общества», с которыми придётся считаться.

4) И да, война с терминаторами нам не грозит.

Фильм: «Матрица» (The Matrix), 1999 год
Пять слов: Реальность не такая, как видится. 

Предложение: Жуткая смесь киберпанка, новых технологий и некоторых обывательских представлений из области философии сознания, которая, тем не менее, выстрелила очень неплохо.

Фабула: Искусственный Интеллект захватил мир и поработил человечество, превратив людей в батарейки, но предоставив им прекрасную возможность существования во сне, но только группа ренегатов пытается разрушить устоявшийся миропорядок, называя его разными непотребными словами.


Рецензия: Конечно, я смотрел этот фильм ещё в далёком 1999 году, но сегодня я решил пересмотреть всю трилогию с учётом новых знаний, которые получил за все эти годы. С новой позиции фильм выглядит довольно примитивным — в нём много странностей. Начать с самого простого — если человеческий организм выделяет больше энергии в виде электричества и тепла, чем потребляет, то мы как-то нарушаем базовые законы физики. Даже если сделать замкнутый экологический цикл, когда живым скармливаются мёртвые и все переработанные отходы жизнедеятельности, а всё рассеиваемое в пространство тепло улавливается и пускается в работу, то КПД всё равно не превысит 100 %, то есть лежащие в ваннах с питательным раствором тела максимум могут обслуживать сами себя, но не дополнительный сонм машин. Другая странность — это необходимость умереть в реальном мире тогда, когда в виртуальном тебя как будто бы убивают. Это что-то совсем странное. Я сомневаюсь, что мозг человека может в результате воздействия на какие-либо рецепторы, внешние или внутренние, испустить какие-то сигналы, которые убьют организм. Ну максимум — потеря сознания. Необходимость звонка по телефону для того, чтобы выйти из Матрицы — ну что это за новости? В общем, много странного. Но фильм всё равно зрелищный.


Краткое содержание: «Хакер» Нео, в миру «мистер Андерсон», что-то чувствует, какую-то неправильность в мире. Его завлекает международный террорист Морфеус и даёт красную таблетку, после которой Нео пробуждается в «реальном мире», в котором Искусственный Интеллект поработил человечество, погрузив миллиарды людей в симулированную реальность. Пробуждённые ведут тяжёлую борьбу за освобождение человечества, хотя причины и мотивы этой борьбы не до конца понятны. В общем, Морфеус верит, что Нео — избранный, который разрушит Матрицу и поведёт человечество в светлый мир. Там много всего происходит, битвы, стрельба, погони, даже предательство и всякое такое. Но потом Нео осознаёт свою силу над Матрицей и летит в небеса.

9 ПРИМЕНЕНИЙ ИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Как всегда мои товарищи из Deecryto и Агентства Искусственного Интеллекта перевели интересный материал «Как искусственный интеллект может применяться в образовании?» (оригинал здесь), так что я с удовольствием рекомендую ознакомиться. Ну а я кратко пробегусь по каждому из 9 пунктов со своими краткими комментариями...


1) Автоматическая оценка качества знаний. Понятно, что ИИ в этом случае может дать чуть-чуть более качественную оценку, но есть вполне обычные системы дистанционного образования, в которых эта функция реализована на достаточном уровне.

2) Искусственный интеллект освежит знания ученика. Здесь я вижу какого-то рода проактивную ИИ-систему, которая работает с памятью студентов примерно так, как это делает приложение AnkiDroid, только более интеллектуально. Кривая Эббингауза и периодическое восстановление информации в памяти — это хорошо (и красиво).

3) Обратная связь для учителей. Ну тут и без Искусственного Интеллекта можно обойтись. Существующие СДО вполне с этим справляются. Мне система Udemy ежедневно спамит огромное количество «обратной связи» от курсантов.

4) Виртуальные помощники. Вот это, я считаю, самым важным применением ИИ-технологий в образовании. Мои собственные курсы в Телешколе оснащены чат-ботами, которые отвечают на типовые вопросы и пытаются вообще вести беседу. Некоторые даже принимают их за людей (редко, но если такое случается, читать логи беседы крайне занимательно; текущий рекорд — 104 реплики пользователя).

5) Чат-бот кампуса. Примерно то же самое, что и предыдущий пункт, но чат-бот разъясняет всякие хозяйственные вопросы. Впрочем, эти два пункта вполне можно объединить. Вот, к примеру, я консультировал одного своего товарища, который делал такого чат-бота для Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы. И теперь там есть чат-бот, который помогает с общежитиями по любым вопросам.

6) Персонализированное обучение. Самая моя сильная мечта, которая, к сожалению, пока недостижима. Но в перспективе можно будет сделать ИИ-системы, которые с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности будут создавать и постоянно адаптировать персонализированный образовательный контент для каждого конкретного человека, исходя из его предпочтений, текущего уровня и прочих параметров.

7) Адаптивное обучение. Неясно, чем этот пункт отличается от предыдущего. Если образовательная ИИ-система адаптируется к потребностям студента, то она оказывает персонализированный сервис.

8) Отслеживание честности ученика. Несколько странный пункт, но в целом можно настроить ИИ-систему так, чтобы она по самостоятельно выявленным факторам понимала, где студент использует какие-то сторонние материалы для ответов на вопросы тестов или иных проверочных мероприятий. Только вот зачем это нужно?

9) Сбор данных и подбор материалов. Ну и это, вообще-то, часть пункта 6, так как именно ИИ-система для персонализированного обучения должна собирать все большие данные о своём студенте и готовить для него материалы.

Другими словами, не нужно придумывать 9 пунктов, а надо работать над ИИ-системой персонализированного обучения, которая адаптивно работает со студентом, его памятью и набором знаний, при помощи голосового интерфейса и виртуальной реальности. Всё остальное — это функции такой системы.


P.S.

Кстати, через наше Агентство и Благотворительный фонд поддержки образования «Познание» мы также осуществляем некоторое количество образовательных инициатив с применением ИИ-технологий. Если интересны подробности, то задавайте вопросы: @rdushkin.

Сознание и теорема о необходимом разнообразии

Вот я сейчас задремал после обеда, и внезапно перед моим внутренним взором появился сам Уильям Росс Эшби, который грозил мне карандашом. А всё потому, что перед этим я опять предавался мечтам и грёзам о том, что такое Сознание и где оно сидит в черепной коробке.


Уильям Росс Эшби смотрит строго
А почему? Потому что теорема о необходимом разнообразии Эшби говорит о том, что разнообразие управляющей подсистемы должно быть не меньше разнообразия объекта управления. Эта теорема является фундаментальной теоремой кибернетики, она доказана и всё такое. Пытаться спорить с ней — это всё равно, что спорить с теоремой Пифагора или чем-то подобным фундаментальным. Так что если переводить на язык феноменологии и обсуждения нервной системы, то из этой теоремы следует, что Сознание должно иметь не меньшее разнообразие, нежели вся остальная нервная система. Но как?

Вариантов несколько:

1) Сознание не является подсистемой управления по отношению к нервной системе.

2) Воля, через которую Сознание осуществляет управленческие воздействия, не входит в состав самого Сознания, но вместе с ним образует комплекс управления, обладающий не меньшим разнообразием, чем оставшаяся часть нервной системы.

3) В составе нервной системы есть «скрытая» подсистема управления, а Сознание и Воля являются лишь видимой её частью.

4) Постулаты кибернетики, на которых основана теорема Эшби, неприменимы к нервной системе. Поэтому требуется другая наука об управлении и связи в животном и машине, как в свое время для некоторых задач не подошла геометрия Евклида, и пришлось разрабатывать нелинейные типы геометрий.

5) Объект управления в нервной системе одновременно является и подсистемой управления на всех своих уровнях, и Сознание как бы равномерно размазано по всем нейронам.

Пункты отсортированы в порядке повышения своей фантастичности. Или есть другие варианты?


P. S.: Год размышлений и изучения материалов на эту тему говорит мне, что, похоже, верен пункт 5.

Фильм: «Газонокосильщик 2» (The Lawnmower Man 2), 1996 год

Пять слов: Глупая фантасмагория о виртуальном пространстве.

Предложение: Какая-то странная мешанина старинного понимания сущности виртуального пространства и киберпанка, выразившаяся в комплексе бога у главного героя.

Фабула: Калека получает неограниченную власть в новом мире, в результате чего мнит себя новым божеством и предлагает всем обездоленным присоединиться к нему, покинув физический мир.

Рецензия: Честно говоря, я не ожидал увидеть подобное. Какая-то реальная ахинея. Впрочем, похоже, я смотрел этот фильм в те далёкие годы, когда его выпустили, и уже тогда он показался мне до безумия глупым. При просмотре меня не отпускало ощущение такого же недалёкого понимания технологий, как нам было показано в фильме «Теорема Zero». Во-первых, совершенный дисбаланс в технологиях. С одной стороны у нас нейроинтерфейсы с полным погружением, практически уже «Матрица», но с другой стороны машины на бензине, ЭЛТ-мониторы, совершенно безумные системы физической безопасности и прочее подобное. Во-вторых, виртуальная реальность показана какой-то странной — в неё надо лететь, причём довольно долго; запуск системы длился 12 реальных часов — ну это как? В общем, как написал один из критиков — «один из худших фильмов всех времён».

Краткое содержание: Это как будто бы продолжение фильма «Газонокосильщик», и даже некоторые персонажи в нём названы так же. Но всё как будто бы происходит в альтернативной реальности, другой квантовой ветви Мультиверса. Джоб не ушёл в виртуальную реальность в прошлом фильме, но он почти погиб. Его нашли обожжённым, с ампутированными ногами, кое-как выходили. В компании «Виртуальный свет» (кстати, а Уильям Гибсон знает, что его замечательным словосочетанием так странно воспользовались?), которая владеет патентом на чип виртуальной реальности, выходили Джоба и устроили его на работу. Тот взломал все уровни защиты чипа и построил новую виртуальную реальность. Весь мир должен быть подключён к ней в течение 12 часов. Но создатель технологии возвращается из добровольной аскезы и пытается помешать, что у него получается в самую последнюю секунду. Физическое тело Джоба не погибает, он возвращается к своим друзьям, все радуются.

Отчёты по ИИ за 2018 год

Так как год подходит к концу, многие консалтинговые агентства и научные коллективы выпускают отчёты по областям своей экспертизы. Не обошёл этот процесс и тему Искусственного Интеллекта. Я просмотрел несколько разных отчётов и выбрал для вас два:

1) Artificial Intelligence Index. 2018 Annual Report.Толстый документ на 94 страницы убористого текста. Основная мысль — лавинообразно растёт число публикаций по теме ИИ в мире, причём основная масса научных статей из Европы. Вместе с тем Китай и США действительно запустили «гонку вооружений», и это видно по графикам из отчёта. Кроме того, в отчёте есть стандартные левацкие заплачки о том, что ИИ стал рассадником «расового и гендерного неравенства», а потому «цисгендерный белый мужчина подавляет». Даже смешно.

2) Artificial Intelligence Now. 2018 Report. Ещё более интересный отчёт, в котором сделан акцент на пяти болевых точках, которые несёт повсеместное внедрение ИИ-технологий. Во-первых, это растущее неравенство между теми, кто внедряет ИИ, и теми, кто не. Во-вторых, это нарастающее снижение приватности из-за видеоаналитики и вмешательства организаций и государств в жизнь людей. В-третьих, это использование СППР правительствами без учёта локальных потребностей людей и сообществ. В-четвёртых, проведение экспериментов в области ИИ над людьми, что неконтролируется никем. И в-пятых, это опять эта самая заплачка на тему неравенства и растущего разрыва. В общем, ИИ-алармизм, но в целом правильный и адекватный.

Пользуйтесь...


P. S.: Вероятно, саммари второго отчёта я в ближайшее время переведу. Следите за эфиром.


ПРО ИИ НА РАДИО «МЕДИАМЕТРИКС»

Те, кто пропустил прямой эфир программы «Базовые элементы» на радио «Медиаметрикс», которая была посвящена умным городам, но всё ещё хочет послушать мои слова про организацию умных городов в России и вообще о том, как это должно быть, предлагаю послушать эту передачу в записи:


Вообще говоря, мы иногда отвлекались на общие темы, но в целом я постарался донести свою позицию по тому, что сейчас происходит в области цифровизации муниципального и государственного управления. Уверен, что это небезынтересно.

Мысленный эксперимент: Мозг в Хьюстоне

Сегодня я хотел бы предложить вам рассмотреть новый мысленный эксперимент из области философии сознания, который был предложен одним из знаменитейших философов современности Дэниелом Деннеттомв 1981 году в своей статье «Где я?». Эксперимент поднимает вопрос самоидентификации, а потому описан в очень расширенном виде, когда автор предлагает читателю всё более и более уточняющиеся условия, ставящие размышляющего во всё более и более странную позицию по отношению к устоявшимся точкам зрения на мозг и разум. Поэтому я не буду описывать его весь, но отошлю ккниге Д. Деннета и Д. Хофштадтера «Глаз разума», в которой этот эксперимент описан полностью, а также к нему даны пояснения и дополнения.


Краткая суть эксперимента:

В результате сложной операции мозги Дэниела Деннетта отделяют от его тела и помещают в чан с питательным раствором, однако его тело продолжает исправно функционировать, так как оно подключено при помощи беспроводной связи и хитроумных интерфейсов к мозгу. Первым делом тело идёт в лабораторию с чаном и смотрит на свой мозг, откуда и возникает сокровенный вопрос — «Где я?». Переключиться на чан Дэниел не может, поэтому продолжает ассоциировать себя с телом, которое отправляется под землю для обезвреживания ядерной боеголовки. Однако там тело погибает, но мозг остаётся в чане, и тогда ответ на сокровенный вопрос должен как-то поменяться. Он действительно меняется, но потом мозг подключают к роботу, который заменил тело, и что делать с вопросом?

В общем, там много вот таких перепрыгиваний с одной позиции на другую, которые не дают читающему остановиться в единой точке зрения. Сам эксперимент направлен на то, чтобы показать, что личность человека ассоциируется только с мозгом и его функционированием.

Предыдущие рассмотрения мысленных экспериментов:

Комната Марии
Пещера Платона
Мельница Лейбница
и другие..

ПЯТЬ ВОПРОСОВ О ЗАРОЖДЕНИИ МЫСЛЕЙ

Примерно год назад я прогуливался с младшим сыном и размышлял о чём-то своём. А сын щебетал всякую всячину, как он обычно делает. И вот я иду, размышляю, а он щебечет. И в какой-то момент он задаёт мне вопрос, какой он обычно задаёт на прогулке (что-то про проезжающие мимо машины или около того). А у меня уже рефлекторная реакция для ответа, я не задумываюсь, когда отвечаю, потому что это было уже тысячи раз. Но на этот раз я размышлял над какими-то очень интересными вещами, и всё моё внимание было поглощено этими мыслями. Так вот сын, спросил, я рефлекторно ответил, но из уст моих вышли слова, вокализирующие текущую мысль, которую я обдумывал. Это было очень странно.


Но последующие вопросы, которые вихрем пронеслись у меня в голове, были ещё страннее. Внутри моей головы возникла фотография Клода Шеннона, который смотрел с неё на меня укоряющим взором. И пришли вопросы:

1. Где именно у меня в голове зародилась информация, представляющая текущую мысль?

2. Что является источником этой информации, а что приёмником?

3. В каком виде эта информация представляется в голове?

4. Каким образом передались управляющие воздействия на мышцы, формирующие вокализацию мысли?

5. Где и в каком виде хранилась программа вокализации до момента, пока не была запущена рефлекторной реакцией ответа?


Появилось ещё много технических вопросов, связанных с реализацией искусственных нейронов и физиологией естественных нейронов и нейронных сетей, но они были уже вторичными. И вот, что я подумал. Сама постановка таких вопросов уже приоткрывает завесу тайны над природой сознания. Дальше поднимают покров попытки выразить ответы на эти вопросы в виде технической реализации, кибернетических или структурных схем. Да даже попытка построить математическую модель уже приоткрывает тайну.

Ведь у нас есть только нейроны, нейромедиаторы, натрий-калийные токи для передачи потенциала действия, медленные химические сигнальные системы и, в общем-то, всё. Инструментарий более или менее понятен. Но что дальше?

Генеративный дизайн

Я уже писал про интересные применения технологий Искусственного Интеллекта в области проектирования разных штук(см. заметку «Оптимизация деталей под 3D-печать»). Фактически, это описание новой технологии компании Autodesk, которая сделала специальный модуль для так называемого генеративного дизайна в своём флагманском продукте AutoCAD.

В общем, если вы заинтересовались этой технологией, то вот вам перевод  большой статьи BBC по теме. Сам же я хочу сказать пару дополнений:

1) Компания Autodesk держит алгоритм своего модуля в секрете, но по виду создаваемых изделий можно сказать, что работает какой-то род искусственной эволюции, то есть налицо практическое применение эволюционного подхода к ИИ. Впрочем, это могут быть генеративно-состязательные нейронные сети, но уж больно шустро работает этот модуль.

2) Примерно о том же самом я рассказывал в нескольких видео по сквозным технологиям для Университета Национальной Технологической Инициативе, так что если вы имеете возможность пройти курс по сквотам в нетах, то увидимся там.

3) Этот подход будет применяться всё шире и шире. Более того, я вижу, что его будут применять и для генерации всяких бионических штук, протезов, имплантов и всего такого. Напечатанные на 3D-принтеры кости — это уже реальность. Но скоро реальностью станут улучшенные кости и, возможно, другие органы.

5 ВАЖНЫХ ПРЕДСКАЗАНИЙ ОБ ИИ НА 2019 ГОД, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ПРОЧИТАТЬ КАЖДЫЙ

Это перевод статьи Бернара Марра «5 Important Artificial Intelligence Predictions (For 2019) Everyone Should Read», опубликованной в журнале Forbs 03.12.2018 г.
Об Искусственном Интеллекте, особенно о машинном обучении и глубоком обучении, было слышно повсюду в 2018 году, и не стоит ожидать, что ажиотаж утихнет в течение следующих 12 месяцев.

Однако хайп, в конце концов, спадёт, и ИИ станет ещё одной последовательной нитью в полотне нашей жизни, точно так же, как этим стали Интернет, электричество и двигатель внутреннего сгорания в былые времена.

Но, по крайней мере, в следующем году, а возможно, и дольше, нам стоит ожидать удивительных прорывов, а также продолжающегося волнения и всяких гипербол от комментаторов.

5 важных предсказаний об ИИ на 2019 год, которые должен прочитать каждый
Это связано с тем, что ожидания изменений в бизнесе и обществе, которые ИИ нам обещает (а в некоторых случаях угрожает) осуществить, выходят за рамки того, о чём мечтали во время предыдущих технологических революций.

ИИ указывает на будущее, в котором машины выполняют не только всю физическую работу, как это было со времён промышленной революции, но и «мыслительную» работу — планирование, разработку стратегий и принятие решений.

До сих пор не решено, приведёт ли это к славной утопии, когда люди будут вольны тратить своё время на более значимые занятия, а не на те, которые, по экономическим соображениям, требуют своего времени, либо это приведёт к широкой безработице и социальным волнениям.

Мы, вероятно, не достигнем ни одного из этих результатов в 2019 году, но это темы, которые будут горячо обсуждаться. Между тем, вот пять вещей, которые мы можем ожидать:

- ИИ всё больше становится вопросом международной политики
- Движение к «Прозрачному ИИ»
- ИИ и автоматизация будут входить глубже в каждый бизнес
- ИИ создаст больше рабочих мест, чем будет потеряно из-за него
- Персональные ИИ-помощники станут действительно полезными
- Я постепенно переведу все пять частей этого предсказания, а в конце следующего года мы проанализируем его...